2010-01-27

ОАФ-3. Теплообменник для подогрева дизельного топлива САМОВАР

Подготовка автомобиля ÖAF к эксплуатации в районах Крайнего Севера, к работе на зимнике. ÖAF - Österreichische Automobil-Fabrik на основе MAN.
В третьей серии: самодельное устройство-теплообменник для передачи тепла от системы охлаждения двигателя к возвратной топливной магистрали (обратке). Применяется для предотвращения парафинизации солярки в баке при низких температурах.



Важным моментом при подготовке дизельного автомобиля к зиме нужно назвать изготовление самовара.
Для чего самовар нужен? Самовар нужен для того, чтобы подогревать дизельное топливо находящееся в баке, для того чтобы оно не замерзало. Каким образом? В солярке есть парафин, который имеет свойство: в самый неподходящий момент при низких температурах он кристаллизуется и забивает топливные фильтры. Машина встала, вы никуда не едете, вы замерзаете и с обморожением попадаете в больницу.

Чтобы этого не произошло, северные ребята делают самовары.
Суть самовара заключается в том, чтобы используя тепло двигателя (рубашки охлаждения), через специальный теплообменник передавать тепло дизельному топливу, то есть обратке. Дизельное топливо попадает в бак, оно у вас подогретое, тёплое, и дальше опять возвращается в фильтр уже тёплым.

Как сделать самовар? Для этого нужно изготовить теплообменник.
Теплообменники бывают самых разных видов, типов, начиная от обычного самогонного аппарата со спиралью и заканчивая всевозможными сложными конструкциями.
Я самовар делаю простой. Это не моя идея, это идея взята с Севера — спасибо Сергею Малыхину.
Я только немножечко её улучшил, сделал более-менее цивилизованный вид и постарался сделать конструкцию такую, которая доступна практически в любой мастерской, любому человеку, у которого руки растут, откуда надо.

Наш самовар будет стоять из самых обычных пластин нарубленных. Я в своей ситуации взял двойку оцинкованную сталь, нарубил в размер её.
Для точки контакта теплоносителя, то есть тосола и дизтоплива, я использовал нержавейку. Вот эта нержавеющая сталь. Почему нержавейка? Потому что в случае протравливания обычной стальной пластины у вас получается, что тосол пойдет в дизельное топливо, и вы просто накроете мотор свой. Чтобы этого не произошло, лучше всего взять нержавейку. Нержавейка не протравливается, она химически стойкая.

Что, собственно говоря, будет представлять из себя самовар?
Основная пластина — основа подложки.
Затем будет идти пластина, разрезанная специальным образом — так сказать, направляющая для потока жидкости.
Затем у нас идёт, собственно говоря, пластина из нержавейки для теплообмена между двумя жидкостями.
Затем опять ещё одна пластина направляющая потоки жидкости.
И крышка.

К этому всему хозяйству мы привариваем (специально заказал токарю — пошёл в гаражи, заказал токарю) штуцерные шайбы: одна, вторая; третья, четвёртая — с другой стороны.
Что, собственно, представляют из себя шайбы? Это обычная стальная шайба, внутри резьба проточена, здесь — конусообразный выход из этого отверстия. То есть в сборе оно должно получиться вот в таком вот виде: штуцерный болт, собственно сам штуцер, который вворачивается вот в эту шайбу. Всё просто. Сюда у нас подаётся жидкость, через штуцер попадает в шайбу, через шайбу попадает внутрь теплообменника. Они будут сделаны вот так: две штуки здесь и две штуки с обратной стороны пакета. Когда я это всё начну собирать, вы сейчас всё это увидите.

Итак, один из этапов сотворения самовара — это разметка и кернение под будущие отверстия.
Отверстий нам понадобится делать много, для того чтобы наш пакет был прочный и герметичный.
После того как мы разметили, сверлим отверстия по периметру на много, много, много болтиков.
Я в своей ситуации использовал миниатюрный сверлильный станок, чтобы руки не уставали и сверла не ломать. Так гораздо проще.
Все пластины сверлить нужно в пакете. Пакет стянут должен быть струбцинами. Сверлим все отверстия.
Когда отверстия просверлены, надо обязательно снять фаску, потому что пакет расслаивается, и получаются острые кромки.
Очень важный момент: пластины нельзя путать! Как вы их просверлили, так они и должны быть. Если их перевернуть, они уже не совместятся, потому что каждое отверстие получается индивидуальное.
Всё, после того, как просверлили отверстия — теперь обработка, шлифовка.

Следующий этап — это изготовление пластин, которые будут направлять поток жидкости внутри теплообменника.
Сверлим отверстия, которые будут задавать радиусы (чтобы было аккуратно и грамотно сделано).
Сейчас я вот эту часть вырежу из этой детали, и у нас будет потоко-, скажем так, -задающая часть выполнена.

Ну вот — уже у нас вырисовывается что-то такое.
Это пластина, с помощью которой будем крепить к мотору. Тут у нас привариваться будет штуцер один и второй. Они у нас здесь будут жить.
Затем идет накладка, которая будет у нас задавать направление. Вот так будет у нас входить здесь тосол через штуцер, и пошла жидкость вот по этой полости на выход. Происходит нагрев.
Дальше у нас идёт изолирующая пластина из нержавейки — она нагревается.
Затем снова идёт направляющая накладка, которая направлять будет наш поток жидкости. Здесь уже у нас пойдёт дизтопливо. То есть таким тоже образом у нас будет обратка входить сюда, вдоль этой поверхности будет проходить и нагреваться. И дальше — на выход.
Вот такой вот аккуратненький получился у нас самовар, по научному именуемый теплообменник.

Весьма ответственный момент — сварка.
Привариваем резьбовые шайбы для штуцеров. Швы должны выполняться качественно, с проваром. Не допускаются трещины и полости.
Нужно помнить, что устройство будет работать с весьма текучими жидкостями, и любая микротрещина доставит массу хлопот.
После сварки швы тщательно зачищаем и проверяем.

Из тонкого паронита или подходящего картона нужно вырезать прокладки.

Теперь, когда все детали готовы, собираем всё воедино.

— Это, значит, что у нас — подогрев?
— Это, значит, будет подогрев. Он уже практически готов. Сюда ещё два штуцера. И решили наклеить сюда теплоизоляционный материал.
Не знаю, как это будет работать — посмотрим.
За счёт ширины (толщина небольшая — толщина вот такая) — ширина вот такая, и поэтому общая площадь соприкосновения двух жидкостей будет достаточной. По крайней мере, мы на это надеемся.

— Юра, а куда вы этот будете подогревать этот приделывать? В каком месте?
— Какой?
— Тот, что он клеит.
— Сейчас покажу. Вот здесь он будет жить, в этом месте.
— А на что вы будете крепит?
— Горячим мы его запитаем вот отсюда — эту трубку разрежем. Потому что на компрессор у нас идёт тосол, и мы его пустим на подогреватель. А вот обратка — топливо мы пустим в самовар этот, и уже в обратку. Будем греть 80-ю градусами тепла.
Многие мужики пускают обратку на компрессор, чтобы она подогревалась от компрессора и потом уже в бак. Но тут один минус есть: компрессор, когда он разгружен, когда он воздух не качает, он не греется. Поэтому всё тепло, которое можно взять — это от масла. А масло тоже не шибко горячее, когда, например, машина стоит на холостых.

— Это у нас примерочная. Вот этот шланг сейчас мы разрежем... И подтяни вот сюда... Даже мы его подсоединим вот сюда — так красивее он будет у нас идти. А потом с этого штуцера пустим обратку вот туда. Здесь мы с компрессора возьмём тепло подведём туда — и у нас получился самовар. Вот это есть русский самовар, произведенный для немецких автомобилей.
— И предназначенный для...
— Для приготовления кофе в суровых арктических условиях.

— А зачем сейчас заводить хотите?
— Надо завести, потому что надо врезаться в рубашку охлаждения, мотор заиндевевший — можно просто обжечь руки, в смысле — обморозить. Потому что жидкость холодная. Лучше подогреть его градусов до 20-30, и потом спокойно уже работать.

— Этого «тарзана» я сделал из старенького сварочника.

— Дабы не потерять крышку аккумуляторного ящика, одевается цепь. Очень полезная.

— Клещи для прикуривания делаются тоже из сварочного кабеля — квадратов 25, а то и больше. Тогда они не будут дымить, гореть, машина легко заводится.

— Может, пусть она минут 5-10 постоит?
— Пусть постоит — подзарядится.

— В этой так называемой шубе, на всякий случай, для интереса, можно проложить топливопровод — будет теплее.

Благодаря самовару и шубе температура топлива, идущего в бак по обратке почти сравнялась с температурой двигателя.


См. также:
ОАФ-1. Стёкла
ОАФ-2. Цепи
ОАФ-4. Утепление кабины и прочее
ОАФ-5. Отъезд


Дальнобой ПРО. Январь 2010.
Дальнобойщик сидит выше, поэтому видит больше...

Комментариев нет:

Отправить комментарий